Топ стран мира по машиностроению
Машиностроение - большая и важная отрасль мировой промышленности. Прибыль от машиностроения составляет 38% от мирового производства. Машиностроение зародилось в Великобритании в 18 веке и быстро распространилось во всем мире. В 21 веке без машиностроения уже невозможно представить жизнь. В машиностроении работает 80 млн человек. Оно является частью бюджетов многих стран мира.
Машиностроение меняется и развивается. Когда исчезает одна отрасль, появляется другая. Отрасли машиностроения производят разную по назначению продукцию: от часов до самолетов. Разные отрасли машиностроения развиваются быстро потому, что они практически не зависят от удаленности сырья, в отличие от металлургических предприятий.
Машиностроение включает в себя сложные отрасли, связанные с атомной промышленность, космической отраслью. Для этого требуются сложные технологии и работа опытных ученых, что приводит к большим тратам. Поэтому машиностроением занимаются в богатых развитых странах.
Производства в машиностроении развиваются при следующих условиях:
- Хорошая инфраструктура для быстрой доставки сырья и сбыта продукции.
- Близость к научным центрам, где разрабатываются новые технологии для производства.
- Квалифицированные работники, которые делают продукт с минимальным процентом брака и ускоряют производство.
- Постоянные потребители, которые покупают продукт.
Машиностроение делится на три направления:
- общее машиностроение;
- электротехническое машиностроение;
- транспортное машиностроение.
Общее машиностроение - это большие производства, такие как тяжелое машиностроение, атомная сфера, производство сельскохозяйственного оборудования. Электротехническое машиностроение развивается быстрее других направлений. Однако производство бытовой техники сократилось, в то время как увеличилось производство микросхем.
В транспортном машиностроении существует несколько отраслей, которые ориентируются и на гражданское, и на военное производство:
- автомобилестроение;
- судостроение;
- авиаракетно-космическая промышленность;
- железнодорожное производство.
Автомобилестроение
Лидером в автомобилестроении в начале 20 века были США. Это стало возможным благодаря конвейерному производству Генри Форда, которое ускорило производство автомобилей. Так США закрепились на этом рынке.
В конце 20 века на рынок автомобилей вышли страны Западной Европы и Япония. Японские малолитражные автомобили стали популярны во время нефтяного кризиса, когда бензин приходилось экономить.
В это время крупные компании стали не только захватывать внутренние рынки стран-конкурентов, но и открывать в них свои филиалы.
В 21 веке производством автомобилей занялись развивающиеся страны Азии и Латинской Америки.
В год в мире производится 60 млн автомобилей. На этих производствах работает 60 млн человек.
Среди всех выпускаемых автомобилей, только 25% - грузовые. Это автобусы, малолитражные грузовики и специальный транспорт.
По внутренним продажам автомобилей лидируют США - 17 млн. Следом идут европейские страны - 15 млн. Затем Япония - 4,5 млн. Индия и Китай увеличивают производство автомобилей, поэтому в будущем смогут создать конкуренцию на рынке.
Практически все автомобили в мире производят крупные компании, которые поглотили неизвестные автомобильные бренды. Это:
- General Motors, Ford Motor - США.
- Dymler AG - США-Германия.
- Volkswagen, BMW - Германия.
- Renault, PSA - Франция.
- Fiat - Италия.
- Toyota Motor, Honda - Япония.
Авиаракетно-космическая отрасль
Эта отрасль напрямую влияет на военно-научное развитие стран.
В авиаракетно-космической отрасли производятся:
- самолеты;
- вертолеты;
- авиадвигатели;
- авионика;
- ракетоносители;
- космические аппараты.
Главными производителями в этой отрасли с середины 20 века были США и СССР. США одинаково развивали гражданскую и военную авиацию. В СССР делали упор на военную авиацию. Поэтому в гражданской авиации у США нет конкурентов.
Авиаракетно-космическая отрасль представлена такими американскими компаниями как:
- Boeing-McDonnell Douglas;
- Lockheed Martin Corporation;
- General Dynamics;
- United Technologies.
Судостроение
Раньше морские суда строились в Европе, но теперь центры производства находятся в Азии и США. Лидерами в судостроении стали Япония и Южная Корея. Япония обеспечивает 30% мирового экспорта морских судов.Сейчас пассажирские суда создают в меньшем количестве, в отличие от специальных судов: танкеров, ледоколов, контейнеровозов.
Железнодорожное производство
Железнодорожное производство пошло на спад в Европе. Сейчас там переходят на новые скоростные поезда, которые делают в США, Японии, Южной Корее. Китай, Индия и другие азиатские страны, в которых продолжают делать поезда, начали переходить на производство скоростных поездов.
Выводы
В мировом машиностроении лидируют США. Они не только производят продукцию, но и вкладываются в производства других стран. Например, Канадское машиностроение существует за счет американских вложений.
На долю экспорта США приходится 30% от всемирного экспорта - это 405 млрд долларов. На долю Японии приходится 15% - 310 млрд долларов, а Германии около 10% - 302 млрд долларов. Другие крупные экспортеры в машиностроении это: Франция, Великобритания, Китай, Канада.
Россия лидирует среди стран бывшего СССР, но в мире известна только военными машинами. В других отраслях машиностроения Россия отстает. Лидерство США в машиностроении может пошатнуться в будущем.
Исторически сложилось, что крупные компании находились в развитых странах, поэтому они до сих пор занимают большую долю в этом рынке. Но в наше время компании открываются и в развивающихся странах. Уже 25% производств находится там. Это происходит потому, что в развивающихся странах недорогая рабочая сила, поэтому машиностроительные компании разных видов открывают там свои филиалы. В будущем конкуренцию США и другим развитым странам могут составить:
- Китай;
- Тайвань;
- Сингапур;
- Индия;
- Турция;
- Мексика;
- Бразилия.