Судостроительные заводы: история и технологии

История судостроения нашей страны приближается к своему тысячелетию. Свидетельством того служат найденные на побережье Белого моря наскальные рисунки, возраст которых превышает 5 тысяч лет, и древнейшее судно, сооружённое примерно в V веке до нашей эры. Однако отправной точкой здесь выступает XII век – время, когда наши предки приступили к строительству первых палубных судов в виде шитиков, карбасов, раньшин и пр.
Первая судостроительная верфь, направленная на изготовление промысловых судов, была заложена к концу XV века благодаря возникновению на Соловецком острове в Белом море Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Уже в XVII веке появляются первые российские морские суда, выстроенные в Нижнем Новгороде и в селе Дединово Московской области. Однако на более значительную промышленную основу судостроение Российской империи было поставлено Петром I. Именно он заложил первую казённую судоверфь летом 1693 года в Архангельске и организовал в 1703 году в Санкт-Петербурге Адмиралтейство.
Современное состояние судостроительных заводов

С тех прошло немало лет. Согласно сведениям, датируемым 2009 годом, на тот момент в РФ функционировали 168 предприятий по постройке и ремонту судов, из них 86 были государственными. При этом общее состояние российского флота к 2021 году характеризовалось следующим образом:
- протяжённость внутренних водных путей (из них 78% безальтернативные с целью перевозки пассажиров и грузов) – 101 600 км;
- в эксплуатации пребывало: 11 000 речных судов и судов типа «река-море», порядка 1500 средних и крупных, предназначенных для пассажирского плавания.
Обзор ведущих судостроительных предприятий России
Исторически и географически российские судостроительные мощности подразделяются на Северный, Западный, Восточный и Южный центры судостроения и судоремонта. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 394 от 21 марта 2007 года, в ноябре того же года была создана и официально зарегистрирована «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК), консолидировавшая к 2010 году 19 наиболее крупных предприятий судостроительной отрасли. К моменту возникновения этот российский государственный судостроительный холдинг со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге включал в себя:
- ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» (СЦСС), размещающийся в Северодвинске, но позже ликвидированный в 2017 году.
- ОАО «Западный центр судостроения» (ЗСЦ) с офисом в Санкт-Петербурге, также ликвидированный в 2017 году.
- Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ОАО «ДЦСС»), созданный в 2013 году для объединения судостроительных мощностей Дальневосточного федерального округа (г. Владивосток).
- АО «Южный центр судостроения и судоремонта» (г. Астрахань).
В итоге многократных преобразований к середине 2023 года основные производственные мощности отрасли стали сосредоточены в городах:
- Санкт-Петербург – «Адмиралтейские верфи», «Северная верфь», Балтийский завод.
- Калининград – Прибалтийский судостроительный завод.
- Астрахань – Астраханский судоремонтный завод, «Лотос».
- Владивосток – Центр судоремонта Дальзавод.
- Нижний Новгород – «Красное Сормово».
- Волгоград – Волжский судостроительно-судоремонтный завод.
К этому списку можно добавить ряд предприятий, которым в ближайшем будущем будет уделено особое внимание – судостроительный комплекс «Звезда» в Приморье, судостроительный завод «Залив» в Керчи, Хабаровский судостроительный завод и Криушинский судостроительно-судоремонтный завод.
Роль отрасли в масштабах государства, текущая ситуация
Российскому судостроению в последние полстолетия пришлось и приходится переживать непростые времена, определяемые глубочайшим кризисом 1990-х годов, а также беспрецедентными санкциями со стороны западных держав, почти прекративших сегодня поставки важных комплектующих.
Тем не менее строительство и ремонт судов как были, так и продолжают оставаться одной из ключевой отраслей отечественной экономики. Являясь одним из подразделений тяжёлой промышленности и одной из отраслей ВПК, судостроение и судоремонт наделены значительным потенциалом в деле решения насущных проблем российского военно-морского, грузового и пассажирского флотов.
В структуре российского ВВП на долю судостроения приходится свыше 1%, при этом уровень добавленной стоимости достигает 30%. В среднем на одного работающего здесь приходится 4-5 лиц из смежных отраслей – металлургии, приборостроения, электроники. Кроме того, отрасль вносит существенный вклад в деятельность международного речного и морского судоходства, обеспечивающих 70-90% общего объёма грузоперевозок.
Вот почему на протяжении 2019-2022 года организациями, состоящими в реестре «Судостроение: верфи и проектные компании. 2023 год» было спущено на воду свыше 600 судов общим водоизмещением более чем 1,7 млн т. В первом квартале 2023 года в стадии строительства и выполнения контрактов пребывало 530 единиц кораблей и судов совокупным водоизмещением свыше 7 млн т. Согласно сведениям, представленным Российским морским регистром судоходства (РС) и Российским классификационным обществом (РКО), в 2022 году на отечественных верфях выполнялся монтаж 367 судов, а передано заказчикам было:
- 35 морских судов по линии РС;
- 82 плавучих объекта по линии РКО, в списке которых присутствовали 31 средство, предназначенное для внутренних водных путей.
Тем не менее 2022 год ознаменовался уменьшением общего числа сданных кораблей на 1/5 при одновременном увеличении тоннажа на 1/2. На 18 единиц сократилось количество выпущенных объёмом свыше 50 т кораблей, достигнув в итоге 70 сданных судов.
Роль инноваций в современных судостроительных проектах
Инновации в современном судостроении, по мнению директора Центра инновационных арктических технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, вполне способны лишь на поднятии среднего уровня производительности до европейского (без возведения новых верфей) довести прирост российского дедвейта (суммы полезного груза судна) ориентировочно до 135 млн т к 2031 году. Для этого необходимо внедрить набор современных технологий, включающих в себя:
- единое информационно-производственное пространство, способное обеспечить цифровую полноту и единство (все необходимые компетенции здесь имеются);
- современные средства судометрики, выстраивающие систему «точное измерение – точное управление»;
- стандартизацию и унификацию, предоставляющие возможность кооперации производственных мощностей нескольких предприятий;
- точность резки заготовок на основе роботизации и онлайн-телеметрии;
- технологию фасеточной гибки больших листов;
- гибридную лазерно-дуговую сварку;
- роботизированную сварку на основе элементов искусственного интеллекта (без программирования), в частности, с помощью технологий компании ABAGY;
- алюминизированные покрытия блоков по пожаробезопасной технологии;
- пенал-палубное насыщение блоков;
- бесфланцевые системы трубопроводов на основе муфтовых соединений;
- насыщение судна блоками готовых помещений и надстроек;
- мобильные модульные логистические системы;
- капитальные сооружения, способные выдерживать тяжесть мобильных гусеничных кранов и транспортёров.
По утверждению автора публикации, внедрение всей суммы технологий гарантирует десятикратное увеличение производительности труда в сфере отечественного судостроения.
Экспортные возможности судостроительных заводов России
Уровень экспортных поставок
Ведущие позиции в сфере судостроения, соответственно и поставок судов на мировой рынок, традиционно удерживает «большая тройка» – Южная Корея, Китай и Япония, на долю которой приходится 80% заказов на новое строительство. Россия обеспечила себе лишь несколько процентов рынка (6-0,4% в зависимости от типа судов).
Однако в последние годы здесь наблюдается положительная динамика. Так, в 2020 году из нашей страны было экспортировано 59 грузовых судов, в 2021 году их количество уже достигло 94 единиц (стоимостью в 1,1 млрд $): 28 танкеров, 2 рефрижератора, остальное – грузовые и грузопассажирские корабли.
Для сведения. В 2019 году экспорт военных кораблей составил лишь 30 млн $, хотя ещё в 2018 году благодаря поставкам в Алжир он достигал 1,1 млрд $. В соответствии с утверждённой в 2019 году «Стратегией развития судостроительной промышленности» общий объём поставок судов за рубеж к 2035 году должен оцениваться в 25 млрд рублей.
Согласно статистике Федеральной таможенной службы, Таможенного союза ЕАЭС, BusinesStat, в 2022 году экспорт судов из России сократился относительно 2021 года на 20,7% (на 4,7 тыс. штук), составив в итоге 17 901 судно (1 703,6 млн $). Хотя необходимо отметить, что на протяжении 2018-2021 годов он неуклонно рос (↑87,9%), расширяя географии своих поставок в Казахстан, Германию, Эстонию и Литву. Также среди покупателей российских судов можно было отметить Норвегию и Республику Корею.
Значение экспорта для развития отечественных судостроительных предприятий
Значение экспорта отечественных судостроительных предприятий как в экономике страны, так и в области своего дальнейшего развития огромно. Ведь он не только обеспечивает приток иностранной валюты, но и в значительной степени определяет логистику поставок основных статей экспорта и импорта российского государства, увеличивает количество рабочих мест, открывает путь к инновационным технологиям, резко расширяя тем самым возможности множества российских организаций.
Проекты и перспективы развития
Обзор успешных судостроительных проектов последних лет

Наиболее знаковые объекты в сфере российского судостроения за последние годы (необходимо особо отметить, что в мире есть только одна страна – Россия, которая располагает собственным атомным ледокольным флотом):
- ледоколы проекта 22220: «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия», «Чукотка»;
- танкеры типа Aframax дедвейтом в 136 700 т (ССК «Звезда»);
- СПГ-танкеры ледового класса Arc7;
- атомный ледокол «Россия» (пр.10510 «Лидер»);
- комбинированные (сухогруз/контейнеровоз) суда «река-море» пр. RSD59;
- универсальное судно нового поколения в рамках нового проекта – 00108;
- новейший круизный лайнер проекта PV300 «Мустай Карим»;
- пассажирский катамаран на электродвижении (проект Ecocruieser);
- научно-исследовательское судно «Пионер-М» с технологиями безэкипажного судовождения.
Перспективы развития судостроительных заводов в ближайшем будущем
Не так давно стало окончательно ясно, что практически все ближайшие перспективы развития как судостроительной отрасли, так и самих верфей лежат в плоскости импортозамещения. Нельзя сказать, что отрасль столкнулась с этим в момент объявления санкций. Многое делалось и до их возникновения, но сейчас данная проблема становится для отрасли ключевой. Специалисты отмечают зависимость от поставок комплектующих изделий из Германии и Южной Кореи, которым срочно необходимо находить альтернативу, лучше всего отечественную.
Роль государственной поддержки в развитии отрасли
Деятельность судостроительных и смежных заводов в России всегда опиралась и опирается на крупномасштабную государственную поддержку. Об этом говорит хотя бы тот факт, что РФ обеспечивает 12% мирового военного кораблестроения, уступая здесь лишь США. Наша страна является создательницей самым больших в мире подводных лодок, ледоколов и неуклонно развивает свой танкерный флот.
Выделение бюджетных средств наблюдается в последнее время и в области гражданского флота. Так, в рамках реализации программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» предусмотрено в 2023 году увеличение бюджетного финансирования с 17,343 млрд до 24,804 млрд руб. В 2024 году на её реализацию планируется выделить 11,804 млрд, в 2025 году – 15,304 млрд. На другую программу – «Развитие Северного морского пути» – намечается предоставить 11,482 млрд рублей в 2023 году и 21,992 млрд рублей в 2024-2025 годах. Общий объём финансирования гражданского судостроения до 2030 года, по уточнённым оценкам, должен составить 477 млрд рублей.
К радости путешественников и туристов можно сообщить о возобновлении в нашей стране (после 60-летнего перерыва) строительства собственных речных круизных судов. Правительством уже выделено 15 млрд рублей, предназначенных для создания 7 высоко комфортабельных речных лайнеров.
Заключение
Судостроительные заводы России в начале третьего десятилетия XXI века переживают далеко не лёгкие времена. Но все условия для выхода из критической ситуации для устранения сильнейшей зависимости от импорта, достигающего в гражданском судостроении 40-90%, и поднятия уровня развития отечественного флота имеются. Распоряжением Правительства РФ за № 2553-р от 28 октября 2019 года Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года утверждена. Необходимо лишь активно претворять её в жизнь.
Адмиралтейские верфи безусловные отечественным лидеры в сфере танкерного судостроения и подводного кораблестроения.
Сегодня завод – это высокотехнологичное предприятие, выпускающее наукоемкую продукция, насыщенную самыми последними достижениями различных отраслей науки и техники. На заводе внедрена единая технология использования трехмерной математической модели корабля.
Балтийский завод занимается строительством кораблей, судов и плавучих конструкций.
Прибалтийский судостроительный завод Янтарь — единственное российское судостроительное предприятие, которое расположено в юго-восточной незамерзающей части Балтики, вблизи от крупнейших индустриальных центров Европы.
Компания занимается ремонтом и техническим обслуживанием судов и лодок.
Компания занимается строительством кораблей и судов.
Центр судоремонта «Дальзавод» является главной судоремонтной базой надводного и дизель-электрического подводного флота России на Тихом океане. АО «ЦСД» — хорошо оснащенный комплекс, обладающий высокими техническим и производственным потенциалами, который качественно и своевременно выполняет широкий спектр работ судостроительного и судоремонтного профиля. Сегодня это динамично развивающееся предприятие, входящее в группу компаний «ДЦСС», собственником которой является группа ПАО «НК «Роснефть».
ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) является одним из ведущих судостроительных и машиностроительных предприятий России.
Волжский судостроительно-судоремонтный завод является финансово стабильным, динамично развивающимся промышленным предприятием, выполняющим работы по строительству и ремонту различных типов судов, производящим продукцию машиностроения. Кроме того, предприятие обладает значительным опытом судостроения (в частности несамоходных судов), переоборудования судов (с целью изменения типа судна; с целью повышения класса; с целью увеличения грузовместимости; изменение интерьера и внешней архитектуры судов – типа «Ярославец», «ОМ» и др. – для использования их в качестве судов представительского класса).
Крупнейший в стране судостроительный комплекс создаётся в бухте города Большой Камень Приморского края на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) и Дальневосточного завода «Звезда».
Судостроительный завод «Залив» имени Б. Е. Бутомы — судостроительный завод в Керчи.
Завод выполняет работы по постройке, переоборудованию, модернизации и ремонту судов, а также осуществляет: гальваническое производство; термическую обработку металла; трубообрабатывающее производство; безразметочную резку различных металлов; сварочные работы; изготовление металлоконструкций и нестандартного оборудования.
Кроме основного производства (судостроение и судоремонт) предприятие может выпускать различные сварные и разборные металлоконструкции, высоковольтные опоры, осветительные и ретрансляционные вышки, ёмкости разного объёма, гнутый профиль, производить деревообработку, изготавливать железобетонные изделия.